Группа компаний "Лаборатория"
Крупнейшая в России негосударственная сеть аналитических лабораторий.
Работаем по всей территории России.
Заказать звонок
Получить прайс-лист
Группа компаний "Лаборатория"
Крупнейшая в России негосударственная сеть аналитических лабораторий.
Работаем по всей территории России.
Получить прайс-лист
Заказать звонок
Получить прайс-лист
Главная » Услуги » Экологическое нормирование » Постановка на учет объектов НВОС

Постановка на учет объектов НВОС

Работы «Под ключ»
Все виды исследований для юридических лиц
Наличие аккредитации
100% соблюдение сроков
Бесплатное консультирование

Каждая организация, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должна быть поставлена на учет для отслеживания причиняемого природе вреда. Это касается и юрлиц, и ИП – контролируется работа каждого хозяйствующего субъекта. Исключение устанавливается только для некоторых видов госучреждений.

Цели постановки объектов НВОС на учет

Необходимость постановки объекта негативного воздействия на учет зафиксирована ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. По окончании этой процедуры природопользователю выдается свидетельство, дающее право на легальную работу в выбранной области.

Постановка на учет объектов НВОС преследует несколько целей:

  • сбор актуальной информации о деятельности объекта для оценки соблюдения экологического законодательства;
  • присвоение предприятию определенной категории, от которой будут зависеть виды и сроки сдачи отчетности;
  • предотвращение нарушений законодательства и назначение штрафных санкций.

Основная цель постановки объектов НВОС на учет – защита окружающей среды от избыточного негативного воздействия и бесконтрольного причинения вреда.

Законодательство

Постановка объектов НВОС на учет для защиты окружающей среды регламентируется целым рядом законодательных актов разного уровня:

  • Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Письмом Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839;
  • Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029;
  • Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Задача любого промышленного объекта – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и соблюсти все действующие нормативы. ГК «Лаборатория» поможет пройти весь процесс постановки объекта НВОС на учет и назначения категории, от которой в дальнейшем будут зависеть условия подачи отчетности и установления границ санитарно-защитной зоны.

Сроки постановки объекта НВОС на государственный учет

Время постановки объекта НВОС на учет регламентируется п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Если работа природопользователя отрицательно влияет на окружающую среду, он должен пройти эту процедуру за 6 месяцев после официального запуска в работу.

Несвоевременная постановка на учет станет поводом для начисления крупного штрафа и приостановки работы до устранения нарушений.

Категории и критерии отнесения объектов НВОС

Различают 4 категории объектов НВОС. Присвоение будет зависеть от степени негативного воздействия на атмосферу, почву и природные водоемы из-за работы организации.

Установлены следующие категории:

  • I категория – значительная опасность для окружающей среды. В нее включаются нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, объекты по изготовлению кокса, по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, по изготовлению химической продукции и выплавке металлов. К первой категории относят и другие объекты, работа которых способна причинить существенный вред окружающей среде;
  • II категория – объекты умеренной опасности. В нее включаются предприятия энергетической промышленности, предприятия по добыче драгметаллов на россыпных месторождениях, предприятия по изготовлению стекла и керамической продукции, свиноводческие комплексы и другие природопользователи;
  • III категория – объекты, дающие незначительное негативное воздействие. Это предприятия, использующие ядерные установки нулевой мощности, объекты, работающие с отходами IV и V класса опасности, строительные компании, ведущие капитальное строительство дольше полугода, а также юрлица и ИП, работающие с недрами, природными водными объектами, подземными водами;
  • IV категория – объекты минимального негативного воздействия. В нее попадают предприятия, у которых нет стационарных источников загрязнений, попадающих в атмосферу. Также они не могут иметь источники сбросов загрязненных промышленных стоков в естественные водоемы и общегородскую канализацию. В эту категорию также попадают предприятия, вырабатывающие электроэнергию для собственных нужд при мощности оборудования до 1 МВт, занимающиеся добычей подземных вод без сброса, ведущие капитальное строительство меньше полугода.

Присвоение категории объектам НВОС в дальнейшем устанавливает нормативы площади окружающей объект санитарной защитной зоны, к объемам и срокам подачи экологической документации, а также к периодичности проверок надзорных органов. Природопользователи, вошедшие в I категорию опасности, обязаны использовать самые современные и эффективные из существующих технологий для минимизации ущерба, причиняемого окружающей среде.

Возникли вопросы?

Заполните краткую форму и получите бесплатную консультацию

Правила постановки объектов НВОС на государственный учет

Если объект попадает под требования, относящиеся к нескольким классам опасности, то для учета ему требуется присвоить наибольший из них. Например, если предприятие занимается нефтепереработкой и при этом использует собственный источник выработки электроэнергии с мощностью до 1 МВт, ему будет присвоена I категория опасности.

Образец заявки для постановки на учет объекта НВОС устанавливается Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. В нее включаются подробные данные обо всех аспектах деятельности природопользователя:

  • полное наименование, расположение, дата ввода в эксплуатацию, виды выполняемой деятельности;
  • декларируемая категория опасности для окружающей среды. В заявлении перечисляются основания для ее присвоения;
  • информация о негативном воздействии на окружающую среду. В заявлении перечисляются сведения об источниках выбросов на предприятии, количестве и составе загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, данные о сбросах сточных вод, размещении отходов;
  • информация о лицензиях и разрешениях, которые организация получила в области защиты окружающей среды;
  • данные об используемых природоохранных мерах.

Перед постановкой объекта НВОС на госучет природопользователю потребуется провести большую подготовительную работу. Необходимо инвентаризировать источники выбросов в атмосферу, собрать информацию об источниках сброса, количестве и составе промышленных отходов. Для этого потребуется подготовка большого количества документов, а также проведение лабораторных исследований – их можно выполнить только в аккредитованной лаборатории.

Свидетельство о постановке действует бессрочно, однако в некоторых случаях требуется актуализировать сведения. Если у предприятия изменились реквизиты, были обновлены технологические процессы, расширилась или, наоборот, сократилась сфера деятельности, необходимо обратиться в Росприроднадзор в течение 30 дней после внесения данных изменений. После рассмотрения новой заявки предприятию будет понижена или повышена категория опасности для окружающей среды.

Порядок постановки на учет объектов НВОС

Постановка объекта НВОС на госучет проводится следующим образом:

  1. Природопользователь подает заявку по стандартной форме в Росприроднадзор. Это можно сделать в личном кабинете на сайте надзорного ведомства, через модуль природопользователя, также можно использовать стороннее ПО для заполнения заявки в электронном виде. Организация имеет право подать в Росприроднадзор лично или отправить по почте. При почтовой пересылке в конверт вкладывается опись вложений.
  2. За 10 дней Росприроднадзор проверяет правильность заполнения поданного заявления. Если в нем не будет обнаружено ошибок, предприятию будет назначен уникальный код и категория НВОС: она определяется на основе выявленного и подтвержденного документально негативного воздействия.
  3. Росприроднадзор ставит природопользователя на учет как объект НВОС.
  4. Заявителю предоставляется свидетельство установленного образца. Оно дает право на легальную работу в выбранной области при соблюдении норм законодательства.

При выявлении ошибок или попыток занизить причиняемый природе вред заявителю будет отказано в присвоении категории НВОС и постановке на учет. Потребуется заново провести все исследования, устранить ошибки и заполнить заявку.

В дальнейшем присвоение категории НВОС будет влиять на величину платы, начисляемой за негативное воздействие на природу. Если природопользователь использует новые технологии для защиты от загрязнения, например устанавливает более современные газоочистные установки, он может повторно подать заявку для пересмотра категории. В результате объект может быть признан менее опасным, и плата за НВОС будет снижена.

Штрафные санкции

Несвоевременная постановка объекта НВОС на учет является нарушением экологического законодательства, за которое предусмотрены штрафные санкции по статье 8.46 КоАП РФ. Она предполагает следующие меры ответственности:

  • должностным лицам может быть назначен штраф в диапазоне 5–20 тысяч рублей;
  • для юрлиц размер штрафа увеличивается – он может составлять 30–100 тысяч рублей. Для ИП установлены такие же меры ответственности, как и для юрлиц.

После выплаты штрафа природопользователю всё равно придется выполнить все необходимые действия для постановки на учет, иначе его работа может быть приостановлена до устранения выявленных нарушений.

Различия в отчетности и документации для объектов НВОС разных категорий

От категории НВОС будет зависеть перечень отчетов, которые предприятие обязано ежегодно подавать в Росприроднадзор. Для природопользователей, отнесенных к I и II категории, обязательны следующие формы отчетности:

  • декларация НВОС. Она подается для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Документ должен быть подготовлен до 10 марта следующего за отчетным года;
  • формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (водхоз);
  • отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК). Сведения подаются до 25 марта года, следующего за отчетным;
  • форма 4-ОС;
  • журнал учета движения отходов;
  • отчетность водопользователя. Это форма 2-ОС, форма 6.1-6.3, форма 3.1-3.3.

Предприятия I и II категории также оформляют комплексное экологическое разрешение (КЭР). Оно включает в себя расчет технологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а при невозможности их соблюдения – программу повышения экологической эффективности. Предприятия обязаны вести журналы учета движения отходов с ежеквартальной проверкой.

Природопользователи I, II и III категории обязаны разработать программу производственного экологического контроля (ПЭК). Она направлена на снижение вреда, причиняемого окружающей среде. Программа утверждается руководством предприятия, мероприятия должны быть реализованы в течение года. Отчет заполняется и подается ежегодно.

Для объектов III категории обязательны декларация НВОС, отчет по ПЭК, формы 2-ТП (воздух) и 2-ТП (отходы). Если предприятие использует водные объекты, также сдаются отчеты по формам 2-ОС и 2-ТП (водхоз). Природопользователи III категории отдельно подают отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также отчет о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух.

Для объектов IV категории перечень значительно сокращен. Такие предприятия заполняют форму 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух) и при необходимости 2-ТП (водхоз) с формой 2-ОС. Также природопользователь обязан заполнять журнал обращения с отходами и подавать отчет в региональный кадастр отходов.

Предприятия всех категорий обязаны провести паспортизацию образующихся отходов – паспорта оформляются отдельно для каждого вида отхода.

Преимущества сотрудничества с ГК «Лаборатория»

ГК «Лаборатория» сотрудничает с любыми промышленными предприятиями по всей территории России. Сеть аккредитованных лабораторий проводит замеры выбросов в атмосферу, анализирует сточные воды, выполняет исследования промышленных отходов. Полученные данные фиксируются в стандартной форме заявки для постановки объекта НВОС на учет и назначении ему категории опасности. Услуги ГК «Лаборатория» позволят получить точные исследовательские данные и избежать претензий со стороны Росприроднадзора.

Заказать лабораторные исследования для постановки объекта на учет по негативному воздействию будет выгодно сразу по нескольким причинам:

  • стоимость работ приблизительно на 20 % ниже, чем у конкурентов. Снижение цены обусловлено сокращением издержек за счет привлечения нескольких лабораторий одновременно;
  • обширная география. Закажите проведение лабораторных исследований в любом регионе, и они будут завершены в сжатые сроки;
  • широкая область аккредитации. ГК «Лаборатория» имеет право анализировать все виды выбросов в атмосферный воздух, отходы всех классов и все разновидности сточных вод. Это дает нам возможность предоставить всю требуемую информацию для заполнения заявки;
  • собственная система поиска лабораторий. Если на предприятии нужно контролировать редкие или специфические показатели в какой-либо среде (атмосферный воздух, вода, почва), то поиск подходящей лаборатории может занять до нескольких недель. Мы решаем эту задачу за день;
  • обширная партнерская сеть. Работая в области лабораторных исследований более 10 лет, ГК «Лаборатория» создала вокруг себя сообщество компаний-партнеров, среди которых инженеры-изыскатели, строительные компании и разработчики природоохранной документации, находящие почти во всех регионах страны.

Наличие опытного партнера-разработчика на месте и собственные лаборатории существенно облегчают, ускоряют и удешевляют разработку и согласование природоохранной документации;

  • неограниченные исследовательские мощности. Если крупное предприятие дает нам большой заказ, мы подключаем к работе дополнительные лаборатории. Это дает возможность провести все лабораторные анализы и подготовить протоколы по ним в сжатые сроки, от трех рабочих дней.

ГК «Лаборатория» поможет быстро собрать всю необходимую информацию по воздействию предприятия на атмосферный воздух, природные водоемы, а также данные по количеству образующихся на нем отходов и их составу. Полученные документы позволят заполнить заявку без ошибок и в установленные государством сроки присвоить предприятию определенный класс опасности.

Чтобы начать сотрудничество, позвоните по нашему бесплатному номеру 8(800)700-50-24 и обсудите условия выполнения лабораторных исследований. Их стоимость для каждого предприятия рассчитывается индивидуально и будет зависеть от сложности и объема работы.

Рассчитать стоимость услуги
Получите точный расчет стоимости услуг с учетом особенностей Вашего предприятия и Ваших пожеланий.

Позвоните нам (звонок бесплатный)

8 (800) 700-50-24

Наши клиенты

Отзывы