Группа компаний "Лаборатория"
Крупнейшая в России негосударственная сеть аналитических лабораторий.
Работаем по всей территории России.
Только для юр. лиц info5@gklab.ru
Заказать звонок
Получить прайс-лист
Группа компаний "Лаборатория"
Крупнейшая в России негосударственная сеть аналитических лабораторий.
Работаем по всей территории России.
Получить прайс-лист
Заказать звонок
Получить прайс-лист
Главная » Услуги » Инвентаризация стационарных источников выбросов

Инвентаризация стационарных источников выбросов

Работы «Под ключ»
Все виды исследований для юридических лиц
Наличие аккредитации
100% соблюдение сроков
Бесплатное консультирование

Инвентаризация стационарных источников выбросов вредных веществ дает возможность установить объемы загрязнений атмосферного воздуха в результате деятельности предприятия. Проведение этой процедуры обязательно: по ее результатам определяется категория НВОС, составляется проект ПДВ, разрабатывается проект санитарно-защитной зоны и ежегодно заполняется целый ряд экологических отчетов. Контроль стационарных источников выбросов позволяет государственным надзорным ведомствам отслеживать деятельность предприятий и не допускать чрезмерного загрязнения атмосферного воздуха.

Нормативно-правовая база для проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Инвентаризация стационарных источников выбросов проводится на основании Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Статьи 22 и 30 этого документа устанавливают необходимость обязательного контроля загрязнения атмосферного воздуха любыми хозяйствующими субъектами – требование распространяется и на юридические лица, и на индивидуальных предпринимателей.

Основной документ для инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ – Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871. В нем детально прописан порядок проведения инвентаризации, корректировки собранных данных, их фиксации и хранения.

При этом документально не зафиксированы никакие различия в проведении инвентаризации источников выбросов, загрязняющих атмосферу, в зависимости от категории объекта НВОС. Даже если у организации есть всего один отопительный котел, она уже должна проводить инвентаризацию в соответствии с Приказом Минприроды России.

Какие объекты считаются источниками загрязнения атмосферного воздуха

Проведение инвентаризации стационарных источников выбросов обязательно для объектов, на территории которых установлены следующие разновидности оборудования:

  • дымоотводящие каналы любого типа. Они используются для отопительных и промышленных печей, а также для любых видов промышленного оборудования, в котором сжигается топливо;
  • трубы систем вытяжной вентиляции. Инвентаризация источников выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, обязательна для предприятий, на которых работают окрасочные камеры и другое оборудование с установленными вытяжными системами;
  • различные технологические комплексы, оснащенные газоочистными установками;
  • неплотности техники, сквозь которые загрязняющие вещества могут попадать в атмосферу;
  • сварочные посты, пилорамы и другое оборудование открытого типа, от которого загрязнения напрямую поступают в атмосферный воздух. Такие источники выбросов загрязняющих веществ называют неорганизованными;
  • объекты, на которых проводится перегрузка сыпучих материалов. Их также относят к неорганизованным источникам выбросов загрязняющих веществ.

Все перечисленные источники выбросов относят к стационарным: они всё время находятся на одном месте и могут быть отмечены на плане. С ноября 2019 года начали действовать изменения федерального законодательства, в соответствии с которыми теперь требуется дополнительное проведение инвентаризации нестационарных источников загрязняющих веществ. К ним относится автомобильный и железнодорожный транспорт, а также спецтехника. Если они числятся на балансе предприятия, оно должно проводить инвентаризацию источников загрязняющих веществ по установленным правилам.

Когда необходимо проводить инвентаризацию источников загрязняющих веществ

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ на новых предприятиях должна быть проведена в течение двух лет после запуска в эксплуатацию – такая норма зафиксирована п. 3 ст. 22 ФЗ-96 от 04.05.1999. Однако желательно проводить ее как можно быстрее, так как полученные результаты должны будут использоваться для постановки предприятия на учет в качестве объекта НВОС, а это нужно сделать в течение полугода с момента запуска.

Приказ Минприроды России устанавливает последовательность проведения инвентаризации, а также применяемые способы исследований и правила фиксации результатов. Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года, с этого момента все хозяйствующие субъекты обязаны организовать инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха по новым правилам.

Возникли вопросы?

Заполните краткую форму и получите бесплатную консультацию

Как проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ представляет собой комплекс работ, в результате которых собирается полная информация о загрязнениях, поступающих в атмосферный воздух, их качественно-количественном составе и опасности для окружающей среды.

Проведение инвентаризации источников загрязняющих веществ предполагает несколько основных этапов:

  1. Изучение технологических процессов на предприятии и составление списка загрязняющих веществ, которые будут попадать в атмосферный воздух.
  2. Разработка карты-схемы промышленной территории, на которой располагаются источники выбросов. Каждому из них должен быть присвоен специальный номер, который отображается на плане.
  3. Изучение результативности работающих на предприятии газоочистных установок (ГОУ). Если при этом будут выявлены отклонения от проектных показателей на 20 % и более, то такие установки должны пройти техническое обслуживание или ремонт для повышения эффективности газоочистки.
  4. Выбор подходящего способа расчета загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. Могут проводиться инструментальные замеры или расчеты на основе технологической документации, для выбора каждого из способов должны быть основания.
  5. Определение качественно-количественного состава выбросов. В результате замеров или расчетов определяется процент содержания каждой разновидности химических примесей, присутствующих в выбросах.
  6. Подготовка детального отчета, в который вносится вся собранная информация. Этот отчет должен быть утвержден руководителем промышленного объекта.

В результате подготавливается многостраничный документ, в котором содержатся основная информация о предприятии и полные данные о выбросах, поступающих в атмосферный воздух. Отчет об инвентаризации остается на промышленном объекте, однако его наличие будет обязательно проверяться представителями надзорных ведомств. Приказ Минприроды России № 871 сделал инвентаризацию обязательной процедурой для всех природопользователей, имеющих хотя бы один стационарный источник выбросов.

В каких случаях могут применяться инструментальные и расчетные методы

Способ определения качественно-количественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет зависеть от специфики работы предприятия. Приказ Минприроды России № 871 устанавливает требования к выбору наиболее эффективных методов. Для большинства предприятий требуется именно инструментальный способ, который также называют замерами выбросов загрязняющих веществ.

Инструментальный способ инвентаризации предполагает выезд на объект специалистов аккредитованного лабораторного комплекса. Они берут пробы воздуха в промышленной зоне во время работы оборудования на полную мощность, доставляют их в лабораторию, где с помощью различного оснащения и технологии устанавливается качественно-количественный состав присутствующих загрязнений. Полученные данные вносятся в протокол, также в нем должна быть зафиксирована информация о методах исследований. На основании протокола проводится расчет количества загрязняющих веществ, которые будут поступать в атмосферу ежегодно.

В некоторых случаях инвентаризация источников выбросов загрязняющих атмосферу веществ может проводиться с использованием только расчетного метода. Они зафиксированы в п. 26–28 Порядка, установленного Приказом Минприроды России. Расчетный метод может применяться в следующих ситуациях:

  • невозможность измерить для инвентаризации количество и состав загрязняющих веществ из-за отсутствия соответствующих методик;
  • невозможность взять пробы загрязненного воздуха из-за условий работы промышленного предприятия;
  • невозможность провести инструментальные измерения. Причинами могут быть высокая температура газовоздушной смеси, отсутствие доступа к источнику выбросов, очень высокое или очень низкое давление в области дымоотводящих каналов. Во всех перечисленных случаях специалисты не смогут добраться до источника выбросов и полноценно собрать пробы загрязненной газовоздушной смеси.

Расчетный способ также применяется для неорганизованных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, например для автостоянок, открытых карьеров, мест перегрузки сыпучих веществ и не только. Поскольку в этом случае нет оборудования с четко рассчитанными техническими параметрами, нет и возможности точно измерить количество загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу.

В каких случаях потребуется вносить коррективы в отчет

Отчет об инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха действует бессрочно при отсутствии оснований для внесения корректировок. В приказе Минприроды № 871 зафиксирован полный перечень оснований, при которых потребуется проводить повторную инвентаризацию и заполнять новый отчет на основании проведенных инструментальных замеров или расчетов.

Корректировка отчета по инвентаризации источников выбросов потребуется в следующих ситуациях:

  • внесение изменений в технологический процесс. Если на предприятии было установлено новое оборудование, начало использоваться более экологичное сырье, применяются новые материалы, – всё это будет влиять на качественно-количественный состав загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу. Для его оценки потребуется повторная инвентаризация и заполнение нового отчета;
  • увеличение или уменьшение объемов производства. Установка дополнительных печей или другого оборудования приведет к усиленному загрязнению атмосферного воздуха;
  • обновление газоочистных установок. Они могут проходить модернизацию, реконструкцию, может устанавливаться более совершенное и эффективное оборудование для удаления загрязняющих веществ. Повторная инвентаризация источников выбросов с замерами позволит уменьшить размер ежегодных экологических платежей и сократить площадь прилегающей к предприятию санитарно-защитной зоны;
  • изменение разовых объемов выбросов на 25 %, а также увеличение или уменьшение валовых выбросов на 10 % и более.

Если на предприятии возникла одна из перечисленных ситуаций, оно обязано организовать проведение инвентаризации источников загрязняющих веществ в течение одного года. Подготавливается отчет, на основании которого будет переработан проект ПДВ, проект СЗЗ, также будет меняться различная отчетная документация.

Внедрение новых природоохранных технологий дает возможность уменьшить количество загрязняющих веществ в атмосфере. Для предприятия забота об экологичности производства выгодна, так как она дает возможность избавиться от крупных экологических платежей и затрат на содержание СЗЗ. После повторной инвентаризации источников загрязнений документы подаются в Росприроднадзор для уменьшения платежей.

Кто должен проводить инвентаризацию источников выбросов

Если у предприятия есть собственный экологический отдел, инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ будут заниматься штатные экологи. Однако такую должность в штате могут позволить себе далеко не все промышленные объекты. Кроме того, только самые крупные заводы могут содержать собственный лабораторный комплекс, который сможет пройти государственную аккредитацию.

Из-за этого для большинства природопользователей выгоднее воспользоваться услугами сторонних компаний. ГК «Лаборатория» проводит замеры выбросов в атмосферный воздух с заполнением протоколов и подробных отчетов по обнаруженным в пробах загрязняющим веществам. Лабораторный комплекс прошел аккредитацию, дающую возможность анализировать собранные пробы по целому ряду параметров и предоставлять клиенту наиболее полную и достоверную информацию.

Воспользуйтесь услугами ГК «Лаборатория», чтобы быстрее провести инвентаризацию источников выбросов и избежать претензий со стороны надзорных экологических ведомств. Полученные данные будут использоваться при заполнении различных форм отчетности.

Рассчитать стоимость услуги
Получите точный расчет стоимости услуг с учетом особенностей Вашего предприятия и Ваших пожеланий.

Позвоните нам (звонок бесплатный)

8 (800) 700-50-24
Загрузите ваше задание.

Наши клиенты

Отзывы